Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

«Начинка»: Как создавался «Человек из стали»

Детальный разбор эффектов нового «Супермена» Зака Снайдера

На мировых экранах с большим успехом идёт кинокомикс «Человек из стали» Зака Снайдера. Фильм содержит огромное количество кадров с очень сильными визуальными эффектами, которые, скорее всего, будут удостоены номинации на премию «Оскар». В этой статье мы расскажем о создании спецэффектов для наиболее впечатляющих сцен.

«Начинка»: Как создавался «Человек из стали»

«Начинка»: Как создавался «Человек из стали»

В фильме Квентина Тарантино «Убить Билла 2» персонаж Дэвида Кэрредина, он же Билл, произносит запоминающийся монолог, в котором сравнивает героиню Умы Турман с Суперменом. За каких-то две минуты экранного времени Билл раскрывает суть этого популярного супергероя, обозначив его основное отличие от столь же популярного Человека-паука и Бэтмена. Тарантиновский герой отметил, что Супермен стал супергероем не неожиданно, например, в результате какого-то происшествия, он был им с рождения. От себя добавим, что в этом заключается сила и слабость данного персонажа. Сила - в уникальности и непохожести на других героев комиксов, а слабость - в неуязвимости, которая препятствует сопереживанию ему как личности.

Монолог Билла о Супермене в фильме «Убить Билла 2». Видео взято с Youtube, канал riperit


Кадр из фильма «Возвращение Супермена» Брайана Сингера


Первые комиксы о Супермене начали издаваться в 1938 году. В кратчайшие сроки он обрёл бешеную популярность среди подростков и взрослых. В скором времени его история стала востребована на ТВ и в кино. Рассказывать о комиксах, книгах, игровых и анимационных сериалах мы не будем, но кинопостановки всё же упомянем. Супермен, как герой кинофильма, заслуживает внимания, начиная с одноимённой картины Ричарда Доннера, которая стала одним из главных кинохитов 70-х. В ленте Ричарда Доннера инопланетянина в синем трико сыграл Кристофер Рив, которому противостоял Лекс Лютер в исполнении Джина Хэкмена.

Кинокомикс «сорвал банк», заработав в мировом кинопрокате $300 млн при бюджете $55 млн.


Впоследствии на экраны вышли ещё три фильма с Ривом, по признанию кинокритиков, один хуже другого, и очень быстро о Супермене на какое-то время кинозрители позабыли. Напомнить о главном супергерое решил Брайан Сингер («Люди Икс»), согласившийся снять «Возвращение Супермена» (2009).

Трейлер фильма «Возвращение Супермена»

Ставка продюсеров и режиссёра на ретро-футуризм (будущее в представлении людей из 60-х - прим. авт.) и ностальгию зрителя по классическому «Супермену» 1978 года не оправдалась. Несмотря на эпичность и хорошие визуальные эффекты картина заработала в мировом прокате лишь $390 млн при бюджете $270 млн. Ностальгия оказалась мнимой, судя по вялым сборам и отзывам зрителей; ретро-футуризм вкупе с медлительностью повествования также не сумели заинтересовать так, как задумывалось. Тем не менее, Супермен всегда был больше, чем просто герой в контексте массовой культуры, поэтому очередная попытка киностудии заработать на его популярности, казалась неизбежностью.

Произвести перезагрузку истории и переосмыслить образ главного героя доверили Кристоферу Нолану и Заку Снайдеру.


Зак Снайдер на съёмочной площадке фильма «Человек из стали»


Нолан оставил за собой должность продюсера, а Снайдер взял в руки бразды правления в качестве режиссёра-постановщика. Такое кадровое решение обрадовало многочисленных поклонников супергероя, так как и Кристофер Нолан, и Зак Снайдер своими предыдущими работами убедительно доказали, что создать запоминающийся и по-настоящему талантливый мир комикса им по силам. Производственный бюджет «Человека из стали» - новой картины о Супермене - составил $225 млн. Огромные финансовые возможности позволили Заку Снайдеру развернуться на полную мощь.

Проект «Начинка». Из чего сделан фильм «Человек из стали»

На планете Криптон


Студия спецэффектов: Weta Digital («Хоббит: Нежданное путешествие», ]«Аватар»

Генерал Зод в боевом костюме, который был создан на компьютере. Эскиз художника-иллюстратора Уоррена Мансера


Почти треть действия фильма происходит на планете Криптон. Ландшафт планеты, также как и весь летающий транспорт, создавался на компьютере в недрах студии Weta Digital, подарившей нам «Аватар». Визуальные эффекты делались под руководством супервайзеров Джона ДеЖардена («Хранители») и Джо Леттери («Аватар»). Но предварительно мир Криптона со всеми своими атрибутами был визуализирован художниками-иллюстраторами, которые также обновили знаменитую букву S на груди Супермена.

Трёхмерная модель одного из приборов криптонян


Материальный мир планеты Криптон воплощался путём сочетания цифровых и физических технологий. Какие-то фрагменты декораций и почти вся мелкая бутафория, в том числе различные приборы, создавались с использованием техники 3D-печати. Первоначально объект строился в трёхмерном редакторе, как правило в программе Zbrush, а затем его модель отпечатывали на принтере. Только не следует путать 3D-принтер с обыкновенным, который всем нам хорошо знаком. Это совершенно другая машина, создающая скульптуры, а не изображения на бумаге.

[CAPTION]Костюмы криптонян выдержаны в стиле, который художник Майкл Уилкинсон охарактеризовал как нео-средневековье.


Концепт Супермена. Автор иллюстрации: художник Филипп Бут-младший


Доспехи и украшения обретали форму на 3D-принтере. Но всё же большая часть лат у воинов мужчин создавалась в графике, актёры же на площадке носили только серые костюмы. Максимально пристальное внимание было уделено одежде Супермена. Костюм, подчёркивающий мускулатуру, изготовили из высококачественного вспененного латекса с напылением хрома. По словам художника Уоррена Мансера, Зак Снайдер рассмотрел 1500 вариантов дизайна костюма, прежде чем остановился на одеянии без знаменитых трусов красного цвета. Дизайн буквы S претерпел изменения в сравнении с предыдущими фильмами. Художник-постановщик и режиссёр решили изобразить мир Криптона в биомеханической эстетике (органика и машинерия - прим. авт.), и нагрудная эмблема S, символизировавшая надежду, должна была полностью ей соответствовать. При создании дизайна кинематографисты максимально дистанцировались от работ художника-иллюстратора Гигера, известного эскизами к «Чужому» Ридли Скотта. Утверждённая Снайдером буква S была отпечатана на 3D-принтере. В одной из сцен герой Рассела Кроу по имени Джор-Эл прыгает на летающее биомеханическое создание и летит к башне. Крупные планы с Кроу снимались в павильоне на хромакейном фоне. Актёр сидел верхом на гидравлической установке, имитировавшей движения инопланетного существа. Мир вокруг, как и само существо, это компьютерная графика и анимация. Зрелищные кадры подлёта звездолётов генерала Зода к жилищу отца Супермена напоминают сцену из военной драмы «Апокалипсис сегодня» (1979).

В фильме 1500 планов с визуальными эффектами. Но во многих сценах на Земле задействована настоящая, а не созданная на компьютере военная техника.


Художники не скрывают, что знаменитый фильм Френсиса Форда Копполы был взят за образец. Примечательно, что в видеоряд картины «Человек из стали» создатели включили кадр с летательной техникой на фоне солнца. Многие считают, что такой же точно кадр есть и в шедевре Копполы, но это не так. Он лишь послужил основой для афиши «Апокалипсиса сегодня».

Дублированный трейлер фильма «Человек из стали». В ролик вошли кадры всех сражений, в том числе битвы на планете Криптон.

Битва за Землю


Студии спецэффектов: MPC («Прометей» и Double Negative («Начало»)


Кадр из фильма «Человек из стали». Супермен готов к сражению на улицах Смолвиля


Зак Снайдер захотел снять весь экшн в псевдодокументальной манере, когда события фиксируются с плечевой камеры, которая время от времени меняет фокусное расстояние, приближая и удаляя участников действия. Поскольку режиссёр ставил невероятные сцены боя с умопомрачительными разрушениями зданий и взрывами автомобилей, в них были вовлечены компьютерные модели героев. Но в заявочных планах чаще фигурировали настоящие актёры. При этом переход от исполнителя к цифровому двойнику следовало скрыть.

Трейлер фильма «Человек из стали». В ролик вошли кадры битвы на улицах Смолвиля и Метрополиса.

Съёмка экшн-сцен с участием главного героя и криптонян выглядела следующим образом:

Интерьер космического корабля. Иллюстрация художника Кристиан Лоренц-Шурер. Изображение взято с сайта christianlorenzscheurer.com


Создавался трёхмерный аниматик эпизода при участии постановщика трюков. Затем проводились съёмки с актёрами по аниматику, который давал представление о том, в каких кадрах героев будут играть люди, а в каких - компьютерные дублёры. Как правило, кинематографисты снимали исполнителей ролей в начальной и конечных точках действия. Промежуток между ними заполнялся компьютерным экшном.

Генри Кавилл набрал шесть килограммов мышечной массы для роли Супермена под руководством тренера по фитнесу, который сделал из Джерарда Батлера царя Леонида в картине «300 спартанцев».


Собака-киборг криптонян. Иллюстрация художника Кристиан Лоренц-Шурер. Изображение взято с сайта christianlorenzscheurer.com


Помимо основной камеры на площадке была установка из шести камер, которые фиксировали актёров покадрово. Полученные изображения высокого разрешения проецировали на трёхмерные модели двойников. Ещё одна установка из шести камер Canon 5D использовалась для фотографирования местности и создания круговых панорам в программе Nuke. Натурная площадка также лидарно сканировалась при помощи специального сканера, который также используется в строительстве и картографии. Впоследствии, например, улица полностью воссоздавалась в 3D при помощи графических средств, а фотографии использовались в качестве источника текстур. Схожим образом строился Нью-Йорк для кинокомикса «Мстители» Джосса Уидона.

Один из ранних дизайнов воина генерала Зода. Иллюстрация художника Филиппа Буте-мл.


На следующем этапе моделировались двойники героев. Актёры проходили процедуру сканирования, плюс их фотографировали со всех сторон с поляризационным фильтром и без оного. Эмоции и мимика фиксировались с учётом системы кодирования лицевых движений. Одежда Супермена также сканировалась и тщательно изучалась. Костюм и плащ были воссозданы в графике благодаря программным инструментам для симуляции ткани. Визуализировались компьютерные модели в пакете Renderman. Трёхметровый криптонянин, с которым Супермен бьётся на улицах Смолвиля, был построен и анимирован исключительно в 3D, но на площадке его изображал каскадёр в костюме для захвата движений.

На заключительной стадии художники выбирали точку перехода от реального актёра к его цифровому двойнику. При этом, им заранее было известно, в каких кадрах исполнитель должен быть реальным. Иногда Генри Кэвилл (Супермен - прим. авт) появлялся лишь в трёх-четырёх кадрах, а потом его вновь замещала точная компьютерная копия. Но даже нескольких планов с исполнителем хватало для создания иллюзии относительной реалистичности, а не «мультяшности» происходящего.

Масштабные разрушения создавались на компьютере с помощью программного инструмента Kali, разработанного для картины «Запрещённый приём».


Кадр из фильма «Человек из стали». Супермен защищает Метрополис


Метрополис для заключительной битвы создавался на компьютере трёхмерщиками студии Double Negative, учитывавшими при строительстве архитектурные особенности трёх американских мегаполисов: Нью-Йорка, Чикаго и Лос-Анджелеса. Специалисты применили предварительно усовершенствованный программный инструмент CityEngine, использовавшийся при работе над фантастическим фильмом «Вспомнить всё» Лена Уайзмана.

Огонь, вода, дым и разрушения во всех кадрах - это компьютерная графика. Высокий уровень требуемого реализма подтолкнул студию к внесению изменений в производственный конвейер. Они сделали выбор в пользу Houdini для симуляции, а также Mantra и Renderman для визуализации царящего разрушительного хаоса. Актёров снимали на хромакейном фоне лишь для нескольких планов. В подавляющем большинстве кадров «вопят» и насмерть бьются компьютерные персонажи.

«Человек из стали» Зака Снайдера сумел заинтересовать массового зрителя феерическим экшном и обещаниями продюсеров рассказать новой историю о популярном герое. Блокбастер про обновлённого Супермена в свой премьерный уикенд только в Северной Америке заработал $125 млн, установив рекорд по сборам для июня. Киностудия уже сделала заявление о запуске в работу продолжения, режиссёром которого вновь станет Зак Снайдер.
По материалам: FXguide, VFXworld, filmsketchr.blogspot и Warner Bros.
Возвращение Супермена, Начало, Аватар, Апокалипсис сегодня, Супермен, Прометей, Убить Билла 2, Хоббит: Нежданное путешествие, Человек из стали
Рассел Кроу, Кристофер Нолан, Ридли Скотт, Зак Снайдер, Френсис Форд Коппола

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Назад
Вперед
Все фильмы>

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100