Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Путеводитель по спецэффектам фильмов Гора Вербински

Разбираем зрелищные сцены первой трилогии «Пираты Карибского моря»

В июле на российские экраны вышел иронический вестерн «Одинокий рейнджер» Гора Вербински. Новый фильм создателя «Пиратов Карибского моря» сделан по тем же лекалам, что и знаменитая пиратская серия. Блокбастер может похвастаться головокружительными трюками, эффектными погонями и перестрелками, «убойным» юмором и качественной компьютерной графикой. В связи с выходом ожидаемого многими «Одинокого рейнджера», мы пересмотрели и разобрали наиболее зрелищные сцены оригинальной трилогии «Пираты Карибского моря». Ведь именно блокбастеры о пиратах позволили Вербински закрепиться среди ведущих голливудских постановщиков.

Путеводитель по спецэффектам фильмов Гора Вербински

Путеводитель по спецэффектам фильмов Гора Вербински

Американский режиссёр Гор Вербински дебютировал в большом голливудском кино в 1997 году с выходом на экраны семейной ленты «Мышиная охота». Добрый фильм о милом зверьке, превращающем жизнь двух братьев-лоботрясов в сущий кошмар, прекрасно выступил в кинопрокате и заработал лестные отзывы в прессе.

Мировые кассовые сборы «Мышиной охоты» составили $122 млн при производственном бюджете $38 млн.


Финансовый успех позволил Гору Вербински прекратить снимать рекламные ролики для ведущих мировых брендов, например, для Nike и Coca-Cola, и сосредоточиться на кино. Таким образом, Вербински стал ещё одним режиссёром, которому удалось из мира рекламного видео сделать шаг в сторону большого кино. В нулевые подобное развитие карьеры, вряд ли, кого-то удивит, тот же Зак Снайдер («Человек из стали»), Джозеф Косински («Обливион») и Руперт Сандерс («Белоснежка и охотник») сначала проявили себя в рекламном бизнесе, но в 90-е подобный трюк удавался немногим.

Кадр из фильма «Мексиканец», в котором главные роли исполнили Брэд Питт и Джулия Робертс


Вслед за «Мышиной охотой» Гор Вербински снял авантюрную мелодраму «Мексиканец» (2001) и хоррор «Звонок» (2002). «Мексиканец» не стал событием в мире кино, несмотря на Брэда Питта и Джулию Робертс в главных ролях, зато «Звонок» сорвал большой куш, породив моду в Голливуде на ремейки японских фильмов ужасов. При этом до сих пор «Звонок» Вербински остаётся самой кассовой картиной из их числа.Талантливого и успешного в абсолютно разных жанрах режиссёра вскоре приметил продюсер Джерри Брукхаймер («Армагеддон»), который сыграл важную роль в утверждении Вербински в качестве постановщика «Пиратов Карибского моря». Именно этот проект стал судьбоносным не только в карьере Гора Вербински, но и исполнителя главной роли Джонни Деппа, который, наконец, закрепил за собой статус суперзвезды.

«Пираты Карибского моря» стали третьим по кассовым сборам фильмом 2003 года в североамериканском прокате, заработав более $305 млн.


Зрителю полюбился главный герой Джек Воробей и пришлись по душе зрелищные сцены, наполненные иронией, изрядно приправленной чёрным юмором. «Пираты Карибского моря» также примечательны тем, что положили начало длительному сотрудничеству Вербински и студии визуальных эффектов ILM. В преддверии выхода иронического вестерна «Одинокий рейнджер», также созданного силами художников ILM, мы решили разобрать несколько эффектных сцен популярной киносерии о пиратах.

Дублированный трейлер фильма «Одинокий рейнджер». Этот вестерн сделала команда создателей трилогии «Пираты Карибского моря».


«Пираты карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины»


Производственный бюджет: 140 млн
Мировые кассовые сборы: $654,2 млн
5 номинаций на премию «Оскар»: лучший звук и монтаж звуковых эффектов, лучшая мужская роль года, лучшие визуальные эффекты и грим
Количество планов с эффектами: более 300

Красавица Элизабет получает в подарок таинственный золотой медальон, который приносит ей и её другу Уиллу Тёрнеру сплошные несчастья — ведь он проклят пиратами Карибского моря. Пропажа медальона из их сокровищницы вынуждает полуистлевших скелетов во главе с капитаном Барбоссой пойти штурмом на Порт-Ройал и вернуть драгоценность вместе с заложницей — дочерью губернатора острова, Элизабет. Отважный пират капитан Джек Воробей снаряжает команду, чтобы поквитаться с разбойниками и вернуть себе корабль, который похитил Барбосса. Уилл с радостью присоединяется к команде, и они вместе отправляются навстречу приключениям.

Кадр из фильма «Пираты карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины». Роль «Перехватчика» сыграло декорированное судно «Леди Вашингтон».


Съёмки фильма проходили в Калифорнии и на островах в Карибском море. Значительная часть сцен действия разворачивается на кораблях. В съёмках приняли участие три судна разной степени готовности, которые пришвартовали близ острова Сент-Винсент, где были построены декорации трёх пирсов и заднего двора Порта-Рояль и Тортуги. Корабли «Чёрная жемчужина» и «Разящий» представляли собой декорированные баржи. Все недостающие части и узлы художники смоделировали на компьютере. «Перехватчик» оказался единственным полноценным кораблём, не требовавшим компьютерного моделирования.

В открытом море снимали только шесть дней из-за производственных ограничений.


Англоязычный трейлер фильма «Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины»

Мёртвые пираты


Трансформация Барбоссы в мертвеца. GIF-изображение взято с сайта vfxworld.com


Полуистлевшие скелеты создавались на компьютере трёхмерщиками студии ILM. Им было поручено сделать невидимым переход от актёра, игравшего пирата, к образу иссохшего мертвеца. В общей сложности над выполнением этой и других задач работали 200 специалистов, в том числе 25 аниматоров. Чтобы эффект трансформации сработал, художники тщательным образом воссоздавали внешний облик пирата в графике, не забывая ни про один из предметов одежды. Базовой программой для моделирования и анимации стал 3D-редактор Maya. Композитинг и ротоскопинг (покадровая обработка - прим. авт.) делались в программах собственной разработки.

Сцена сражения моряков с мёртвыми пиратами в пещере, когда в лунном свете они превращаются в скелетов, снималась дважды. В первом случае в кадр попадали все актёры, во втором - только моряки, «рубившиеся» с воображаемым противником. Позднее, пустое пространство заполнялось скелетами. Визуальные эффекты в картине «Пираты Карибского моря» совершенно заслуженно были отмечены номинацией на премию Американской киноакадемии.

В демонстрационный ролик вошли кадры создания компьютерной модели усохшего Джека Воробья. Исходное видео взято из документального фильма ILM: creating impossible.



«Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца»


Производственный бюджет: $225 млн
Мировые кассовые сборы: $1,06 млрд
Премия «Оскар» за лучшие визуальные эффекты и три номинации: лучшая работа художника-постановщика, лучший звук и звуковые эффекты
Количество планов с эффектами: более 600

Капитану Джеку Воробью, Уиллу Тёрнеру и его невесте Элизабет Суонн приходится отправиться в новое захватывающее дух приключение, потому что жизни Джека грозит опасность — за его головой охотятся пираты-призраки во главе с легендарным Дэйви Джонсом. Все дело в том, что когда-то Джек задолжал Дэйви кое-что, а точнее свою душу.

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца». Один из компьютерных персонажей ленты


После неожиданного колоссального успеха фильма «Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины», вторая часть без преувеличения стала главным голливудским фильмом 2006 года. И «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» не разочаровали, подарив два с половиной часа безудержного веселья, сопровождаемого удивительными визуальными эффектами, невероятными трюками и живописными видами тропических островов. Несомненно, Вербински удалось сохранить и передать дух авантюризма первой картины серии.

Блокбастер заработал $135,6 млн за первые три дня проката, показав лучший старт в истории кино на тот момент.


Бюджет картины вырос до $225 млн, вместе со сметой также увеличился масштаб и градус действий, усложнились спецэффекты и трюки. Основным подрядчиком по созданию визуальных эффектов вновь стала студия ILM.

Трейлер фильма «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца»


Кракен


Кульминацией фильма служит сцена с появлением из-под воды гигантского осьминога Кракена, которого бросает в атаку на «Чёрную жемчужину» Дэйви Джонс. Моделлеры, как и в случае с персонажем Билла Найи, создали существо, опираясь на рисунки Крэша МакКрири. Детализация осуществлялась в программе ZBrush, а текстуры рисовались в Viewpaint.

Образцом послужила мокрая шкура носорогов и слонов, а также вид кожи со шрамами и струпьями.


Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца». Джек Воробей сражается с компьютерной моделью Кракена


Кракен обладал щупальцами трёх видов: «крушители» - самые большие и мощные, способные разломить корабль надвое; «захлёстыватели» для крушения мачт и «похитители», загребавшие людей. Разумеется, осьминогообразное существо было воплощено в графике, но для имитации конечностей Кракена на площадке кинематографисты использовали огромные синие трубы с цементом внутри. Технический персонал опускал и поднимал их при помощи кранов, и судно разламывалось. К слову, почти во всех кадрах с нападением Кракена на корабли фигурируют макеты. Доски ломались физическими средствами. Визуальные эффекты лишь усиливали зрительный эффект. Компьютерная модель «Чёрной жемчужины» демонстрируется только на общем плане, когда Кракен наносит завершающий удар и утаскивает судно под воду. Титанический труд аниматоров и художников по графике был вознаграждён премией «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.

Студия ILM удостоилась золотой статуэтки спустя 12 лет после триумфа «Форреста Гампа».


Ролик знакомит с процессом создания Кракена - на площадке и с помощью компьютера.


«Пираты Карибского моря: На краю света»


Производственный бюджет: $300 млн
Мировые кассовые сборы: $963 млн
Две номинации на «Оскар»: лучшие визуальные эффекты и грим
Количество планов с эффектами: более 900

Уилл, Элизабет и капитан Барбосса отправляются на край земли, чтобы вытащить Джека Воробья из тайника Дэйви Джонса. Но это только начало их очередного головокружительного приключения. Ведь прежде, чем Уилл и Элизабет дадут друг другу клятву верности, друзьям предстоит сразиться с Дэйви Джонсом и победить лорда Беккета.
Третий фильм пиратской киносерии вышел спустя год после феноменального успеха второй картины. В заключительной части киносерии, снятой Гором Вербински, действуют те же персонажи, которые создавались по той же технологии, что для предыдущей ленты.

Шторм


Актёров снимали на корабле в павильоне на синем хромакейном фоне. GIF-изображение взято с сайта vfxworld.com


Внимания заслуживает эпическое морское сражение во время сильного шторма. Эпизод практически полностью был создан в графике. Лишь кадры с актёрами на крупных и средних планах снимались в павильоне на синем фоне, который впоследствии подменяли пугающими видами бушующего океана.

Студия ILM применила систему Plume для имитации океанской воды, волн, пузырей, брызг и пены. До сих пор эта сцена остаётся в числе наиболее сложных для воплощения из-за огромного объёма данных, которые «переварили» компьютеры студии.

Дублированный трейлер фильма «Пираты Карибского моря: На краю света»

Эпизод сражения во время шторма занял 103 террабайта дискового пространства. Каждый вечер на полную мощь запускались несколько тысяч процессоров для обсчёта кадров.


Сцена шторма делалась в графике. GIF-изображение взято с сайта vfxworld.com


Трилогия «Пираты Карибского моря» вошла в историю кино в качестве одной из самых успешных приключенческих киносерий. Впоследствии студия Disney и Джерри Брукхаймер выпустят четвёртую картину, но уже с другим режиссёром. Этот проект также окупится, но за счёт сборов в мировом прокате. Тем временем, Гор Вербински не выпал из кинопроцесса, он сделал анимационный фильм «Ранго» и получил «Оскар». Примечательно, что «Ранго» стал первым полноценным кинопродуктом студии ILM, поскольку до этого она выступала как сервисная компания по созданию эффектов. Отдохнув друга от друга, Вербински, Брукхаймер и Disney вскоре вновь объединились, чтобы снять иронический вестерн «Одинокий рейнджер» в надежде повторить «пиратский» успех. Но эта история заслуживает отдельного рассказа.

По материалам: Fxguide, Cinefex и Vfxworld
Ранго, Пираты Карибского моря: На краю Света, Пираты Карибского моря: На странных берегах, Одинокий рейнджер, Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины, Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца
Зак Снайдер, Гор Вербински, Джерри Брукхаймер, Джозеф Косински

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100